Кристофер Нолан свои фильмы снимает одной камерой и не верит в формат 3D. Выдержки из интервью ресурсу DGA читайте ниже. Когда Вы поняли, что режиссура – Ваше предназначение? "Если честно, я всегда снимал фильмы и никогда не прекращал этим заниматься, начиная с экспериментов по кукольной анимации, которые проводил с помощью камеры Super 8 моего отца. В моем понимании, все это – континуум, совокупность тесно связанных между собой явлений в сфере кинопроизводства, и я никогда не изменял этому увлечению. Я обычно шатался повсюду с камерой, но при этом не окончил школу по этому профилю. Я изучал английскую литературу в колледже и был нацелен на получение академических знаний, продолжая при этом снимать фильмы. Я снял свой первый художественный фильм "Following" с помощью друзей и спонсируя его из собственного кармана. Мы все были заняты на своих работах всю неделю, поэтому собирались по выходным в течение года, снимая по 15 минут сырого материала каждую субботу, по два-три дубля каждой сцены, получая в итоге около 5 минут готового для фильма материала. Потом, в 1998 году мы отправились на кинофестиваль в Сан-Франциско (San Francisco Film Festival) и студия Zeitgeist Films предложила выступить нашим дистрибутором, что очень помогло мне в дальнейшем заняться проектом "Помни". Меня наняли в качестве режиссера, у меня в грузовиках лежали миллионы долларов, и в моем распоряжении оказались сотни людей". Вы давний поклонник детективных романов, в которых зачастую используются флэшбэки. Отсюда проистекает Ваша любовь к нелинейному повествованию? "Ну, на меня оказала влияние пара вещей. Когда мне было 16, я прочел роман Грэма Свифта "У воды", в котором невероятным образом сосуществовали параллели времен и разные измерения, и все это было абсолютно логически последовательным и понятным. Примерно в это же время я смотрел по телевизору музыкальное видео Алана Паркера "The Wall", в котором использовались похожие приемы игры с воображением, воспоминаниями, снами, накладывающимися на другие сны. Все это намертво засело у меня в голове, наравне с детективами Джеймса Эллроя, Джима Томпсона, а также фильмами в стиле нуар, такими, как ошеломивший меня "Из прошлого" Жака Турнёра. Затем, непонятно как, у меня в руках оказался сценарий, к не вышедшему еще в прокат, "Криминальному чтиву", и я совершенно был очарован тем, что сделал Тарантино". Для Ваших ранних фильмов Вы сами писали, снимали, монтировали, даже занимались декорациями. Единственное, чего Вы не делали, - Вы не играли. Как Вы работаете с актерами? Чему Вы научились у них на ранних этапах своей деятельности? "Я стараюсь обеспечить их всем необходимым в процессе съемок. Возможно, это не то, о чем они думают, и, действительно, бывает, что они получают нечто обратное своим желаниям, но я, правда, стараюсь быть разным и адаптируюсь под каждого актера. Я пытаюсь создать им условия, при которых они чувствовали бы себя комфортно, пытаюсь помочь им проявить свой талант в максимальной степени". "Мой дядя Джон Нолан – актер, и он снимался в нескольких моих фильмах. Когда я приступал к работе над "Following", он изучал актерское мастерство, поэтому я спросил его, о чем мне надо знать. Он дал мне пару книг Станиславского, одной из которых была "Работа актера над собой", и сказал, что они дадут мне представления об основах актерского мастерства". "Что касается вопроса, чему научили меня актеры в процессе работы, отвечу, что со времен "Помни" я уяснил раз и навсегда – надо давать актерам сделать столько дублей, сколько они захотят". Насколько пугающим был скачок от "Бессонницы" с бюджетом в 45 миллионов долларов до "Бэтмена: начало", с бюджетом в три раза больше? "Не знаю, имеет ли кто-нибудь еще опыт, подобный моему, но разница между съемками "Following" с группой друзей, снимающимися в собственной одежде и закусывающими бутербродами, приготовленными моей мамой, и 4-мя миллионами чьих-то денег, выданных мне на "Помни" вместе с сотней людей, и есть самый большой скачок, который я когда-либо делал. Немного похоже на то, как учишься плавать на глубине: неважно, сколько под тобой до дна – 2 фута или 10, ты либо утонешь, либо нет". "Разница между "Бессонницей" и "Бэтменом: Начало" заключалась в основном в масштабных сценах. И еще "Бэтмен" был моим первым фильмом, в котором было так много визуальных спецэффектов. В остальном для меня процесс съемки остался прежним: ты стоишь и смотришь на то место, где состоится следующая сцена. Все остальное улетучивается". Почему Вы предпочитаете снимать одной камерой? "Я использую несколько камер, когда снимаю трюки; для драматического действия я пользуюсь одной камерой. Работа с одной камерой означает, что я уже видел каждый кадр во время съемки сцены, потому что мое внимание не распределялось между несколькими аппаратами. Итак, я все вижу при съемке вживую, а вечером просматриваю текущий съёмочный материал. Если же вы снимаете несколькими камерами, у вас накапливается огромное количество отснятого материала и вам приходится к концу рабочего дня начинать все с нуля". Вы снимали все свои крупнобюджетные фильмы камерами IMAX? "Мы не снимали на IMAX "Начало", потому что пытались в большей степени передать реалистичность снов, а не их удивительную природу, таким образом, мы использовали переносную камеру, и снимали ею довольно спонтанно. Что касается "Темного рыцаря" и "Темного рыцаря 2: Возрождение легенды", как раз в данных случаях большой размер кадра IMAX как нельзя лучше передает драматизм происходящего. Таким образом, выбор камеры зависит от того, какой фильм вы хотите снять. Но в любом случае, как режиссер, которому доверяют значительный бюджет, я чувствую ответственность перед аудиторией в том, чтобы снимать, используя технологии самого высшего качества, которые помогут и сделают фильм таким, каким я хочу, чтобы он получился". Раз уж мы говорим о технических моментах, скажите, на Вас оказывали давление в отношении производства "Темного рыцаря 2" в стереоскопическом формате? "Студия Warner Bros. была бы счастлива, но я объяснил ребятам, что хочу, чтобы третья часть стилистически соответствовала двум первым. Тем более, использование камер IMAX обеспечит фильму совершенно новый уровень качества с технической стороны. Я нахожу эффект стереоскопического отображения слишком мелкомасштабным и глубоким. Суть воспроизведения стереоскопического изображения заключается в том, что оно дает каждому зрителю индивидуальный ракурс. Это отлично подходит к видеоиграм или другим технологиям, создающим эффект присутствия, но если вы хотите подарить зрителям впечатление, достичь этого с помощью объемного изображения будет трудно. Я люблю большие кадры, люблю смотреть на огромный экран, на изображения, по величине превосходящие свои реальные аналоги". Последний вопрос: в то время как многие Ваши коллеги-режиссеры, работая на съемочной площадке, одеваются в повседневную одежду, Вы предпочитаете темный костюм или светлый пиджак с брюками. Почему Вы так "наряжаетесь"? "Я учился в закрытой школе, где мы носили форму, и я привык использовать все карманы в пиджаке (смеется). Просто мне в этом удобно. Я не люблю задумываться, что бы мне надеть такое, поэтому каждый день я ношу одно и то же. Короче, я одеваюсь, словно иду на работу в офис. Так проще".
|