Причем и не сказать, как любят развесисто шутить, что в эти сорок
пять наш поп-стар ягодка опять. И морщинки, и не такая, как прежде,
пышная шевелюра, спрятанная под модную вязаную шапчонку-чулок. В общем,
вполне себе зрелый мужичок со взглядом взрослого человека, познавшего
сермяжную суть жизни, которую «прожить — не поле перейти», с поволокой
обретенной мудрости и пережитого опыта. Может, все дело в этой приставке
«младший» к семейной фамилии, сбивающей всегда с толку, — почти уже 20
лет, с тех пор как он стал поп-звездой, выйдя на сцену в раннем
отрочестве?
И этот шлейф «младшего», «молодого да раннего», кажется, не забить
даже тремя браками и уже давно созревшей физиологической способностью
превратить в один прекрасный день своего папу Преснякова-старшего, маму
Лену и бывшую тещу Пугачеву в прабабушки с прадедушкой, а самого себя,
соответственно, в дедушку. Приставка приставкой, но никуда не деть при
этом внутреннего и очень бодрящего света, который наш «младший» излучает
из глубин своей души — не грохочущим фейерверком, а ровным и спокойным
сиянием. И в этом, кажется, главный секрет того, почему не веришь в то,
что юбиляру уже столько, сколько получается по паспорту.
Но при этом, «земную жизнь пройдя до половины», Владимир
Пресняков-младший создает впечатление глубокого и цельного человека.
Приятно видеть перед собой артиста, которому удалось стать первым на
отечественной эстраде завоевавшим популярность в очень раннем возрасте,
не исчезнуть после этого со сцены, подобно многим певцам-однодневкам, и
не променять талант на «звездную болезнь» к своим 45 годам. Первую песню
он сочинил в 11 лет. С тех пор не шел по проторенной дорожке, а все
время экспериментировал, удивляя и восторгая поклонников новыми
работами. Хиты за хитами лились как из рога изобилия: «Стюардесса по
имени Жанна» стала одной из икон поп-ренессанса своего времени,
«Странник» — одной из лучших баллад «золотого фонда» отечественной
поп-музыки... В хит-парадах «ЗД» Пресняков два срока подряд (в 1992 и
1993 гг.) удерживал первенство в номинации «Певец года». Но и потом не
сезон и не два уверенно держался в десятке самых популярных эстрадных
артистов в России. Пережив волну массового ажиотажа, Пресный вовсе не
стал пресным и «сбитым летчиком», просто продолжил сценический путь так,
как он сам его понимал и видел.
Пока идет Великий пост, музыкант не дает концертов, зато упорно
работает над собой и над своей музыкой. Только что записал — из «лучшего
и любимого» — былые хиты «Странник» и «Недотрога» в новых аранжировках.
Они войдут в программу юбилейного концерта, который пройдет чуть позже,
осенью, в одном из больших концертных залов Москвы. По случаю юбилея
Владимира Преснякова мы поворошили с артистом его прошлое,
поинтересовались настоящим и чуть-чуть заглянула в будущее.
Журналистский коллектив «МК», состоящий из разных поколений
«свидетелей и очевидцев», обращался к собеседнику то на «ты», то на
«вы», но, учитывая торжественность момента, в печатной версии мы
оставили уважительно-возвышенную форму «вы» — хоть и младший, но
все-таки Владимир Владимирович.
— Владимир, за более чем тридцатилетнюю историю вас уже можно
уверенно назвать ветераном и тяжеловесом отечественной эстрады. С какими
мыслями вы встречаете юбилей?
— Я не думал на эту тему. Для меня не актуальны грани. Мне кажется,
надо просто двигаться вперед. Я болею музыкой, живу ею и не представляю
для себя другого пути. Меня не сильно задевает, что я очень быстро
перестал собирать стадионы, как это было раньше. Я считаю, у творческого
человека, у музыканта, есть три главных уровня, которые он должен
пройти. Первый у меня в прошлом. Это когда девочки визжат — и ты
чувствуешь обостренную всеобщую любовь к тебе. На втором этапе я
нахожусь сейчас, когда остаются люди, которые преданы твоей музыке и
тебе как музыканту. Третий этап — самый интересный. Подходя к нему, ты,
как старое выдержанное вино, можешь уже не петь, а говорить со сцены
песнями, которые несут очень мощную энергетику, звучат как речи. Я жду
наступления этого периода, хотя тот, в котором я нахожусь сейчас, тоже
по-своему гениален. Это прекрасно, когда к тебе на концерт приходят
люди, которым интересно не просто кричать, хлопать и выплескивать
эмоции, а слушать, задумываться о каких-то вещах, вступать в диалог с
артистом. Есть одно «но». Я говорю сейчас о периодах, которые проходят
музыканты, а не звезды. Это разные вещи. Люди, которые считают себя
звездами, существуют иначе. Для них важна атрибутика, для музыканта —
другое. Я не считаю себя звездой.
— А много лет назад, когда вы стали очень популярным на эстраде в очень юном на тот момент возрасте, был соблазн «зазвездиться»?
— Вы знаете, нет. Все получилось очень гладко. Я просто работал,
занимался своим делом. У меня очень рано появился ангел-хранитель,
который меня правильно направлял, не давал развиться пресловутой
«звездной болезни». Когда я стал популярным, меня не интересовало, как я
буду выглядеть на сцене, меня интересовало больше, что я дам
слушателям. И я даже не задумывался о заработке. Мне хватало денег,
чтобы водить друзей в рестораны, модно одеваться и дарить подарки, что я
очень люблю делать — больше, чем получать. Была машина... Если
вспоминать какие-то детали, помню, мне очень было приятно, что меня
возили на «Чайке»... Пожалуй, на этом все мои мысли о разного рода
«соблазнах» и заканчивались.
— Тогда почему вы выбрали яркий эстрадный путь, а не, скажем,
академическое направление в музыке? Я знаю, что в детстве вы пели в
Елоховской церкви, учились в хоровом училище...
— В эту струю я попал благодаря родителям, с которыми всегда ездил на
выступления. При этом я очень люблю классику. Именно она является
корнями, от которых уже растет ствол, появляются ответвления, в том
числе и популярная, эстрадная музыка. Мой любимый композитор — Бах. А
еще мне нравится джаз. Это очень глубокое направление.
— Вы заговорили о родителях. Насколько для вас важна преемственность в музыке? Вы до сих пор чувствуете влияние?
— Безусловно. Это все происходит само собой. Ты даже не
задумываешься, почему ты двигаешься в этом направлении, и тебе даже в
голову не приходят мысли о том, что ты мог бы заниматься чем-то другим.
Ты начинаешь петь, играть, родители что-то рассказывают тебе. И так
постепенно, за долгие годы ты приходишь к тому, что имеешь на
сегодняшний момент. То же самое происходит сейчас с Никитой, моим сыном.
Я думаю, он тоже не задумывался, какую дорогу выбрать. Сейчас его
пробило на пение так, что можно голову сломать! Я в шоке, и я горжусь
им! Он сам не ожидал от себя этого, никто не ожидал, потому что он не
учился петь, всегда видел себя в клипмейкерстве, в видеорежиссуре, давно
этим занимался, и вдруг у него проявился вокальный талант. Я считаю,
что кроме голоса у него есть харизма, прекрасные актерские навыки — это
он уже унаследовал от мамы, Кристины Орбакайте.
— Вы по-прежнему входите в ближний круг «музыкальной семьи» Аллы
Пугачевой, у вас теплые отношения. Каково быть любимчиком Примадонны,
как вы чувствуете себя сейчас в этом «клане»?
— Я не сказал бы, что нахожусь в нем. Даже когда мы были вместе, у
всех нас были свои творческие пути, разные и непохожие. Одно из
многочисленных достоинств Аллы в том, что она может здорово говорить на
сцене, она до сих пор делает это мастерски, профессионально. Я этого
делать не умею, могу только петь на площадке. Кристина очень
артистичная. Мы с ней и сейчас прекрасно общаемся. Но в творческом плане
не думаю, что имеет смысл объединять и сравнивать нас на каком бы то ни
было этапе. Конечно, в определенный момент у нас с Кристи было общее
творческое движение, происходил какой-то симбиоз. Сейчас он существует
между мной и моим сыном, которого я стараюсь поддерживать, учить чему-то
— точнее, доносить до него определенные вещи. Еще одна очень важная
часть моей жизни — работа с женой (певицей Натальей Подольской). Я сижу с
ней на студии, помогаю делать аранжировки. Недавно мы записали новый
дуэт «Кислород», который нравится мне больше всего из созданного вместе.
Скоро выйдет клип, который снимет Алан Бадоев. Думаю, что в будущем нас
ждет дуэт и с Никитоном.
— У вашего сына классический эстрадный голос. Одна же из ваших
творческих фишек — фальцет. Почему вы выбрали такой нестандартный
вокальный прием, который вызывал у слушателей, особенно поначалу,
неоднозначную оценку? Было ведь не счесть пародий и язвительных
комментов...
— Так сложилось само собой. Когда у меня стал меняться голос, мне
захотелось его сохранить. Знаете, чему я до сих пор удивляюсь? Что я уже
не мальчик. Мне иногда кажется, что я все еще маленький ребенок и мама
сейчас возьмет меня на руки... Гениальность нашей жизни в том, что
психологический, физический и духовный возраст — это разные вещи. И
внутри я чувствую себя еще пацаном.
— ...Тем не менее по своему статусу вы уже можете оценивать, что
происходит с молодыми музыкантами и на современной эстраде. Какие
тенденции вы наблюдаете?
— Молодым часто не хватает харизмы, но и среди них есть таланты. В
целом, слава богу, сейчас идет новый виток развития рок-движения, снова
актуальным становится живой инструментальный звук. Это мировая
тенденция. И даже поп-исполнитель Джастин Бибер на самом деле живой
гитарный мальчик. У нас все то же самое. Мы все равно приходим к
пониманию того, что нам нужна живая музыка, с насыщенными гитарными
партиями, с интересными клавишными — все, что можно сыграть и послушать
вживую. Я всегда был сторонником этого и останусь им по жизни. Не
случайно такой резонанс вызвал новый альбом Земфиры. Развивается
рок-шансон: мой любимый друг Гриша Лепс работает именно в этом жанре.
— Вы считаете, рок-исполнители в России могут быть так же массово
популярны, как и поп-артисты? В нашей стране между альтернативой и тем,
что называется эстрадой в широком смысле этого слова, всегда был «ров».
— Все зависит не от жанра, а от качества музыки. Мне кажется, сейчас
существует цельное звуковое пространство. Талантливые эстрадные
музыканты звучат очень по-роковому и, мне кажется, стоят с рокерами в
одном ряду. Лепс, Трофим, Валерий Меладзе, Леонид Агутин и Анжелика
Варум, Александр Иванов, «Сплин», «Звери». Все они живые артисты.
Вообще, если говорить о популярности, мне кажется, людям сейчас сложнее
навязать что-то одно. Мы живем в такой период, когда у слушателя есть
очень большой выбор: хочешь — слушай рок, хочешь — «Ласковый май». В
этом смысле я не верю, когда молодые поп-артисты говорят о том, что они
могут просчитать хит. В современном творческом поле это невозможно, это
сложно уловить. Например, если одна вещь выстрелила, ты можешь подумать:
«Ага! Значит, я сделаю следующую в таком же ключе!» — но она уже может
не сработать.
— Просчитывать хиты и придумывать истории во многом задача продюсеров. Вы видите сейчас профессионалов в этом направлении?
— Я считаю самым талантливым современным продюсером Константина
Меладзе. Мне кажется, ему удается реализовать свои идеи, они самобытны и
интересны. А вообще в России очень мало хороших продюсеров. У нас есть
одна очень большая проблема. Мы не ценим наш потенциал, наше творчество
так, как ценят свое творчество люди в Америке, на Западе. Мы до сих пор
являемся страной пародистов, которые постоянно заимствуют идеи песен,
мелодии из-за рубежа. И наш исполнитель, пародирующий Майкла Джексона,
может петь лучше самого Майкла Джексона. У нас много девочек, поющих как
Бийонсе, и даже лучше ее. Какая-то караочная история. При этом свой
потенциал огромен, но на сцене из не похожего ни на один западный проект
почему-то появляется только Елена Ваенга.
— Нет дыма без огня. Похоже, многим слушателям эта «караочная
история» нравится... Вы один из артистов, которые стараются идти
собственным путем. Он менее интересен массовой публике? Почему о вас
сейчас так мало слышно?
— Мне кажется, наоборот, меня сейчас стало много. Если же говорить о
какой-то медийной активности, я стараюсь иногда прятаться, особенно что
касается различных ток-шоу, реалити-шоу и прочей мути. Мне до сих пор
звонят с подобными предложениями, и я очень рад, что не боюсь
отказываться участвовать в том, что мне не нравится. Я занимаюсь своим
творчеством, веду диалог со своей аудиторией. К юбилею у меня открылся
новый сайт. Мои поклонники сейчас очень сильно активизировались в
Интернете. Для меня это странно, потому что я не могу назвать себя
активным сетевым пользователем. Можно сказать, я компьютерный лох — и не
очень переживаю по этому поводу. Я пользуюсь кнопочным телефоном и
люблю читать «живые» книги. Мне кажется, чрезмерное развитие технологий
сейчас, конечно, сказывается на психологии нового поколения, на духовном
росте. Люди забывают о каких-то простых вещах: здороваться, говорить
спасибо. Все перевернулось до такой степени, что людям даже кажется
странным, что ты общаешься с бывшей женой. Но я верю, что все изменится.
Маятник так быстро качнулся в другую сторону, что скоро начнется его
контрдвижение — и он придет в точку баланса. Это касается и жизни в
целом, и музыки. При всех нездоровых изменениях мы сейчас идем к веку
искренности. Людям надоедают нарочитость, форматность, и любое
настоящее, чистое проявление на фоне всего происходящего становится
очень ценным.
— На фоне этого начавшегося «движения к искренности» хотим искренне
поздравить вас с юбилеем! Здоровья, счастья, любви и новых творческих
удач, толк в которых вам знаком не понаслышке!