На этой неделе Росавиация запретила пассажирам брать с собой в ручную кладь любые жидкости. Исключения сделаны только для жизненно необходимых лекарств и средств личной гигиены. Жесткие меры безопасности приняты после терактов в Волгограде, которые произошли в самом конце 2013 года (то есть за месяц с небольшим до открытия Олимпиады в Сочи). В 2006-м подобный авиационный запрет вводили США — после попытки подорвать несколько трансатлантических рейсов с помощью «жидких бомб»; однако в итоге Вашингтон решил, что пассажиров таким образом защитить не удастся.
Федеральное агентство воздушного транспорта предельно ужесточило правила провоза ручной клади. В соответствии с опубликованной в среду директивой Росавиации, «при прохождении предполетного досмотра любые жидкости и средства личной гигиены, находящиеся у пассажира при себе или в ручной клади, рекомендуется сдавать в багаж». В порядке исключения пассажирам разрешат брать с собой медикаменты, которые требуются им постоянно, а еще «предметы и средства личной гигиены, обеспечивающие жизнедеятельность пассажиров во время полета», но только «после их идентификации службами авиационной безопасности аэропорта и прохождения проверки безопасности с использованием технических средств досмотра и обнаружения взрывчатых веществ».
Поводом для ужесточения мер безопасности Росавиация назвала сохраняющуюся «угрозу совершения террористических актов с использованием самодельных взрывных устройств». Федеральное агентство не утверждает, что эта угроза повысилась, но признает, что воздушные суда — наиболее уязвимые цели для террористов, потому что «на их бортах нанесены государственные регистрационные и опознавательные знаки Российской Федерации». Злоумышленники таким образом могут нанести ущерб «не только отдельным гражданам или организациям, а всему государству», считают в Росавиации.
Об ужесточении правил провоза багажа на уровне всей страны было объявлено через два дня после того, как московские аэропорты «Шереметьево» и «Внуково» запретили у себя провоз жидкостей на борту (третий московский хаб, «Домодедово», обслуживающий в основном зарубежные направления, их не поддержал). Аэровокзалы объявили о запрете в связи с предстоящей сочинской Олимпиадой. Сообщалось, что он будет действовать до 21 марта 2014 года. Сроки действия назначенных Росавиацией ужесточений неизвестны.
Нет информации и о том, какие медикаменты и средства личной гигиены считаются «необходимыми». Государственный телеканал «Вести», например, предположил, что «лекарство разрешат оставить в ручной клади, только если на руках будет справка, что оно в полете жизненно необходимо». Этот вопрос уже обеспокоил Государственную Думу: глава комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов (фракция ЛДПР) запросил у главы Росавиации Александра Нерадько разъяснений новых правил. «На сегодняшний момент общие формулировки директивы дают возможность для широкого их толкования», ― цитирует депутата РИА Новости.
Глава Минтранса Максим Соколов в четверг уточнил положения подведомственного ему агентства: жидкие лекарства будут вскрываться сотрудниками службы безопасности. Если какое-то лекарство вскрывать нельзя, «надо будет либо отказаться от полета, либо выбрать другой вид транспорта», заявил он. А в пятницу Соколов дал аэропортам сутки на то, чтобы ввести новые правила.
Готовность номер
Российскую программу реагирования на террористические вызовы на транспорте можно сравнить «со сборной солянкой», уверен главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов. «Казалось бы, у нас есть Национальный антитеррористический комитет, который координирует работу спецслужб и мог бы заняться разработкой такой цельной программы. А она состоит из заимствований из разных зарубежных программ. Из США, например, взята цветовая шкала террористических угроз, хотя это сомнительное приобретение с точки зрения предотвращения терактов, потому что при повышении угрозы спецслужбы просто заваливают тысячами пустых звонков о ложных бомбах и подозрительных лицах», ― заявил он «Ленте.ру». США отказались от такой шкалы в апреле 2011 года — за месяц до того, как она была введена в России.
Российские спецслужбы выбрали два направления работы: во-первых, они сделали ставку на физическое присутствие сотрудников в форме на транспортных объектах (это хорошо заметно, к примеру, в московском метро); во-вторых, был взят курс на техническое переоснащение пунктов охраны общественного порядка, объясняет Солдатов. Но ни то, ни другое не было доведено до конца, считает эксперт: «Некоторое время назад много говорили о необходимости установки камер с возможностью распознавания лиц. В итоге их установили на станции московского метро "Охотный ряд” и некоторых вокзалах. На всех остальных объектах были размещены обыкновенные цифровые камеры. А об уровне подготовки полиции можно судить по тому, как ведут себя сотрудники общественной безопасности или подразделений на транспорте».
Профессор криминологии Шелухин рассказывает о своем опыте: в Черкесске, где он был прошлым летом, на автобусном вокзале не было не только детектора металла или рентгеновского аппарата, но и ни одного полицейского. «Автобусы приходили и отправлялись во все города России, но не было никакой охраны, они шли в сторону Черноморья через Зеленчукскую и Преградную рядом с Домбаем и Архызом, но не было даже детектора металла. В ста метрах находился железнодорожный вокзал, с которого не отправлялся ни один пассажир, потому что поезда были отменены годы назад — так там был и детектор металла, и три-четыре скучающих полицейских, и никому не было до этого дела», ― рассказал он «Ленте.ру».
Судя по тому, к чему готовятся российские антитеррористические службы, сценарий атак, которые совершали бы смертники на борту самолета или еще до посадки, для отработки вообще не рассматривается. В нулевые годы Россия пережила пять террористических акций на воздушном транспорте, из них только в двух случаях, в 2000-м и 2001-м, преступники захватывали самолет, а в трех ― работали террористы-смертники. В 2004 году смертницы взорвали в воздухе над Тульской и Ростовской областями самолеты Ту-154 и Ту-134 ― на борт без досмотра багажа они попали с помощью взятки. А 24 января 2011 года смертник подорвал бомбу в зоне прилета московского аэропорта «Домодедово». Однако антитеррористические службы по-прежнему готовятся к захвату терминала или самолета преступниками, которые будут выдвигать какие-то политические требования.
Антитеррористические учения в аэропортах проводятся регулярно: они состоялись, среди прочего, в апреле 2011 года и в декабре 2013-го в Хабаровске, в июне 2011-го в Белгороде, в сентябре 2012-го в Петрозаводске, в марте 2013-го в Петропавловске-Камчатском, а полгода спустя ― в Волгограде. О предотвращении терактов, который должен был бы совершить террорист-смертник, речь ни в одном случае не шла ― по легенде учений в Ижевске в марте 2011-го «смертник», например, пошел на переговоры.
Солдатов объясняет это тем, что в ходе последней реформы антитеррористических структур, которая прошла в 2006-2007 годах, по умолчанию главной угрозой безопасности была признана «потенциальная дестабилизация территории» — в случае ее захвата боевиками. На атаки одиночек ФСБ и другие спецслужбы ответа не имеют.
|